Фильмы ужасов: нравится, потому что страшно

Фильмы ужасов

Из этой статьи вы узнаете, в чем секрет притягательности фильмов ужасов, какими приемами их создатели добиваются максимальной остроты ощущений у зрителя и заставляют его снова и снова возвращаться к просмотру леденящих кровь «ужастиков». Стоит ли разрешать ребенку просмотр хорроров и могут ли такие фильмы считаться средством психотерапии. Какими новинками порадовала киноиндустрия поклонников жанра в последнее время.

Фильмы ужасов, как жанр кинематографа

Несмотря на все многообразие разновидностей фильмов ужасов, суть их одна. Это художественные фильмы, вызывающие чувство страха или отвращения путем применения определенных кинематографических приемов, основанных на психологии восприятия. Именно это и заставляет человека по собственной воле, раз за разом, проживать и переживать  далеко не самые светлые чувства. И вновь выбирать для просмотра хоррор, а не романтическую комедию.

Чтобы понять, за какие нити подсознания дергают нас сценаристы, разберемся вначале с разновидностями «ужастиков». Существует несколько основных направлений, по которым эволюционировал этот жанр на протяжении своей истории.

Сверхъестественный хоррор. В основе таких фильмов – взаимодействие человека с представителями потустороннего мира: демонами, зомби, вампирами, оборотнями и прочей нечистью, воскресшей из мертвых или каким-то иным путем попавшей в мир живых людей («Дракула», «Призрак оперы» и другие фильмы ужасов начала ХХ века.). А также с представителями инопланетных и любых других загадочных цивилизаций.

Эти существа бывают разными – от абсолютно отвратительных до вполне харизматичных, а где-то даже положительных или вообще комедийных героев. Это направление было особенно актуально в период становления жанра – до 40-х годов ХХ века. Далее Вторая мировая война своими реальными ужасами, основанными на жестокости обычных живых людей, заставила поблекнуть пугающие персонажи. В послевоенные годы жанр хоррора в своем развитии пошел по пути более тонкого воздействия на психику зрителя.

Психологический хоррор. Основоположником жанра считается Альфред Хичкок, а его классикой – фильм «Психо». Именно с его появлением на экранах люди поняли, что в кино можно увидеть более пугающие вещи, чем ходячие мертвецы. Точнее не столько увидеть, сколько почувствовать, ощутить кожей. Речь идет о страхе на основе психологического напряжения, чувства неизвестности и постоянного ожидания опасности – то, что стало потом называться «саспенсом».

Отрицательными героями здесь необязательно выступали монстры из других миров. Это могли быть обычные люди, внешне ничем не выдающиеся, вплоть до образа «ботаника», и действовали они во вполне стандартных для человека ситуациях. Но демонстрировали именно те качества и страхи, которые у большинства из нас запрятаны далеко в глубинах подсознания («Молчание ягнят», «Ганнибал», «Имитатор» и т.д.).

Такая реалистичность напрочь лишает зрителя чувства безопасности и заставляет примерить на себя то, что  происходит на экране. Граница между вымыслом и реальностью здесь практически расплывается. А спецэффекты в виде напряженной музыки, гнетущей атмосферы, резких звуков и т.п. дополнительно усиливают эффект саспенса.

Современные сценаристы часто объединяют психологический хоррор со сверхъестественным. На выходе получаются мощные мистические триллеры. Достойную лепту в развитие этого жанра внесли Япония и Корея. («Звонок», «Зеркала», «Заклятье», «Шепот стен» и т.д.).

Слэшер. Фильмы о кровожадных маньяках, жертвами которых становятся чаще всего подростки. Жанр появился в 70-80-х годах ХХ века, когда кинопроизводителям стало понятно, что основную аудиторию фильмов ужасов составляют подростки и молодежь. Слэшеры делятся на следующие типы: положительных героев по разным причинам преследует сторонний убийца, источником зла оказывается один из членов пострадавшей компании.

Убийства происходят с особой жестокостью, обычно с применением колющих и режущих предметов. Их мотивы, а зачастую и сам убийца, становятся известны, как правило, ближе к концу фильма («Выпускной бал», «Поезд ужаса», «Кошмар на улице Вязов» и т.д.).

Боди-хорорр. Здесь продемонстрировано, пожалуй, уже все, что можно сделать с человеческим телом, имея больную фантазию. Это любые телесные трансформации: соединение различных частей тел людей, зверей, насекомых, процессы гниения и разложения, потеря органов или приобретение новых нестандартных и другие малоприятные физиологические подробности («Франкенштейн», «Муха», «Глаза без лица» и т.д.). Правда, иногда  сценаристы и режиссеры настолько увлекаются, что переходят разумные пределы («Человеческая многоножка» и т.п.).

Фильмы в жанре gore (жесткая эротика с элементами ужаса), тортур-муви или torture porn (пыточная порнография). Здесь правит бал садизм или откровенное порно с элементами «расчлененки». Считается, что начало этому направлению положил фильм «Кровавый пир» Хершеля Гордона Льюиса в 1963 году. Найти в подобных творениях глубокий смысл и закрученный сюжет вряд ли получится. Но прилив адреналина будет обеспечен за счет демонстрации самых кровожадных сексуальных извращений. Изувеченные  тела и реки крови, выпущенные внутренности и много боли. Здесь выставлены на показ все самые гнусные людские пороки, вплоть до каннибализма, а также копрофилии, некрофилии и прочих сексуальных отклонений, щедро сдобренных изощренным физическим насилием.

Многие из таких фильмов откровенно не для слабонервных. Эффект их во многом зависит от работы оператора, который должен передать динамику действия, эмоции маньяка и  жертвы. («Ад каннибалов», «Две тысячи маньяков», «Хостел» и т.д.). Впрочем, есть исключения – фильмы, которые кроме демонстрации пыток несут в себе и сакральный смысл, по крайней мере по заверениям режиссеров. Примеры – «Остров Сало или 120 дней содома», «Человек за солнцем, «Адский бункер», где создатели предельно откровенным, для многих невыносимым, образом попытались выразить протест против нацизма.

Впрочем, есть и комедийные варианты такой направленности, они получили общее название «сплэтстик» (splatstik), где упоение расчленением доходит местами до абсурда («Живая мертвечина», «Девочка-пулемёт» и пр.).

Джалло (от итальянского giallo) – облегченная версия эротических ужасов с уклоном в криминал. Некоторые относят эту разновидность к поджанрам слэшера. Отличительные черты – яркие эротические эпизоды, а также длительные сцены убийств и прочих кровавых деяний, показанные чаще глазами маньяка, чем жертвы и эстетически подчеркнутые стилизованной музыкой. Убийца, обычно имеющий проблемы с психикой, становится известен в основном к концу фильма в результате детективного расследования. Как правило, это один из основных персонажей сюжета («Девушка, которая слишком много знала», «Птица с хрустальным оперением», «Кошка о девяти хвостах» и т.д.).

Готический фильм. Это наслаждение для эстетов, которым важна атмосфера, красивая картинка и тонкое операторское мастерство. Как правило, действие происходит в старинных мрачных замках или их зловещих окрестностях, где творят свои черные дела вампиры, призраки и прочие вурдалаки, либо одержимые службой им маньяки из рода живых людей. Стильные декорации и костюмы, гнетущая музыка и пугающие спецэффекты – дополнительное орудие в руках готических режиссеров.

При таком подходе получается приятное глазу зрелище, за которое поклонники готовы простить некоторые сюжетные промахи. («Дракула», «Сонная лощина», «Багровые реки» и т.д.). Некоторые режиссеры преуспели в этом направлении настолько, что создали собственный узнаваемый стиль. Яркие примеры – фильмы Тима Бёртона или Френсиса Форда Копполы.

Экшн-хоррор. Зрелищные фильмы о борьбе добра и зла в глобальном масштабе. Это современный вид хоррора с оригинальными спецэффектами и компьютерной графикой, обязательные к просмотру на большом экране («Чужие», «Охотники на ведьм» и т.д.).

Научно-фантастический хоррор. Базируется на идеях технического прогресса в сочетании с элементами ужаса. Это темы научных экспериментов и их возможных последствий, а также вторжений в жизнь мирных граждан разумных существ из других миров. Действие происходит, как правило, в лабораториях или научных центрах, но может выходить и за их пределы, особенно если последствия зашли слишком далеко («Особь», «Нечто» и др.).

Комедийные фильмы ужасов. Казалось бы, это нонсенс. Фильм должен или пугать или веселить. Однако, кинематографисты. Работающие в жанре черной комедии неоднократно доказывали, что эти вещи вполне совместимы, и мозг зрителя, в большинстве случаев, способен переварить этот коктейль. («Гремлины», «Зубастики», «Реальные упыри», «Добро пожаловать в Зомбилэнд» и т.д.).

В некоторых случаях создатели хорроров демонстрируют даже чудеса самоиронии. И это неудивительно: ценители жанра всё чаще отмечают, что оригинальные сценарные идеи становятся большой редкостью и гневно реагируют на обилие штампов. Образцом такого сатирического подхода, безусловно, стал «Самый страшный фильм».

Страшно популярные

Хорорр

Свои почитатели есть, конечно, у всех направлений хоррора. Однако, в истории жанра есть несомненные лидеры, просмотренные на несколько раз многими поколениями киноманов. Это те фильмы, в основе которых лежит уникальная идея, либо непревзойденные по зрелищности спецэффекты, максимальная реалистичность, мастерство оператора и монтажера, эффектная актерская игра.

В рейтинги лучших «ужастиков» всех времен и народов традиционно входят такие фильмы, как:

  • Психо;
  • Дракула (1931г.);
  • Изгоняющий дьявола (1973 г.);
  • Сияние;
  • Оно (1990 г.);
  • Кошмар на улице Вязов;
  • Пила: Игра на выживание;
  • Ребенок Розмари;
  • 28 дней спустя;
  • Бабадук;
  • Заклятие;
  • Звонок;
  • Хижина в лесу.

Таким образом, по итогам многочисленных опросов, зрители отдают предпочтение «фильмам со смыслом». Тем, которые вызывают ужас посредством прежде всего психологического напряжения, мастерского воздействия на тайные уголки подсознания, эксплуатировании скрытых страхов. Психологи дают этому простые и логичные объяснения.

Психология настоящего кошмара

Ужас – крайняя форма страха, а страх – базовая эмоция человека.

Любая базовая эмоция нуждается в проработке.

По сути, человек живет в постоянном ощущении страха. Опасность потери близких людей, жизни, здоровья, работы, собственности и накоплений, свободы и независимости и многих других вещей – материальных и нематериальных – сопровождают нас постоянно, то скрываясь в глубине подсознания, то выходя наружу в критических ситуациях.

Человек давно уже понял, что прорабатывать эти эмоции проще всего посредством художественных произведений. Много веков назад это были мифы, легенды и сказки, детские страшилки, в век кинематографа настала очередь фильмов ужасов. Развитие компьютерных технологий, в свою очередь, открыло новую эру в воплощении кошмаров – в играх и т.п. в отдельных проектах эти вещи вполне успешно пересекаются. Вызвать эмоции зрителя в фильме ужасов не так сложно, если, мастерски владея киноприемами, еще и задействовать психологию восприятия с её архетипами, сформированными на протяжении многих веков.

Так, например, популярность фильмов с зомби и им подобными ходячими трупами (пик  пришелся на начало – середину прошлого века), связана с проработкой страха смерти, которую олицетворяют представители мира мёртвых. Таким образом зритель получает возможность победить своего внутреннего монстра, который подпитывается его страхом смерти. Причем сделать это в комфортных условиях, одновременно проживая ситуацию борьбы и понимая отграниченность от нее экраном телевизора, насколько бы реалистично она не выглядела. Собственно, нашим далеким предкам такую психотерапию вполне успешно заменяли страшные истории на ночь.

Популярность психологических фильмов ужасов – триллеров и драм – чаще всего мистического характера, которая наблюдается со второй половины ХХ века и до сих пор, демонстрирует потребность человека в проработке все тех же внутренних страхов, только уже на более тонком уровне. Психологическое напряжение здесь создается путем демонстрации страхов и эмоциональной нестабильности действующих лиц, затрагивая архетип неизвестности в подсознании зрителя. Ведь неизвестность – то чувство, которое перенести сложнее всего.

Взаимосвязь хоррора  и психоанализа

Хоррор и психоанализ

Анализируя влияние фильмов ужаса на психологию зрителя, нельзя не вспомнить об идеях великого Зигмунда Фрейда о бессознательных страхах и влечениях, которые основатель психоанализа связывает с проблемами сексуальности.  Основой всему здесь считается процесс вытеснения в бессознательное подавленных желаний. Яркое проявление  этого процесса – Эдипов комплекс, загнанный в самые тайные уголки человеческой души.

Именно на тайных влечениях и страхах построены сюжеты с проникновением в человеческое тело посторонних организмов, вещей и субстанций с последующей за этим мутацией. Вампиризм, садомазохистские сцены, вторжение инопланетных и потусторонних существ – все эти сюжеты, по оценкам последователей Фрейда, основаны на детских травмах на почве сексуальной фрустрации.

Мазохизм зрителя в данном случае представлен, как флирт с опасностью, но на безопасном от нее расстоянии. А боязнь привидений,  следуя знаменитой работе Фрейда 1913 года «Тотем и табу» — это зависший кастрационный комплекс перед одним из родителей. Просмотр фильмов о призраках способствует росту внутреннего ребенка над собой.

Роль фильмов ужасов в подростковой и детской среде

Первая эмоция заботливого родителя – оградить детей от просмотра хорроров. Однако удается это далеко не всегда, особенно если речь идет о подростках. Их как магнитом тянет посмотреть «Кладбище домашних животных», даже если друг после просмотра не спит уже вторую ночь. Вернемся к опыту наших предков, когда главным вечерним развлечением для детей были сказки. И далеко не все они были добрыми и имели хэппи-энд. Достаточно вчитаться в оригиналы сказок Братьев Гримм, которые, кстати, также успешно легли в основу сценариев фильмов ужаса. Впрочем, и русские народные сказки порой изобилуют кровавыми деталями.

Сегодняшние подростки прорабатывают страхи с помощью ТВ и компьютера. Хоррор выступает всё тем же средством удовлетворения любопытства, эмоционального преодоления смерти, тревог и комплексов. Это, конечно, не значит, что просмотр таких фильмов должен стать привычным ежедневным занятием. Более того, стоит обратить внимание на очевидное наслаждение страхом и проявления адреналиновой зависимости. Возможно, ребенку и родителям есть, что обсудить с психологом. И, конечно, стоит оградить от встречи с этим жанром откровенно малолетних детей.

Новинки хоррор-индустрии

В 2019 году мастера жанра horror попытались порадовать поклонников новыми фильмами, ремейками старых и продолжениями уже существующих. Насколько успешно это получилось – судить вам:

  1. Обитель страха;
  2. Мы;
  3. Астрал: новое измерение;
  4. Оно-2;
  5. Омен: перерождение;
  6. Кладбище домашних животных;
  7. Счастливого нового дня смерти;
  8. Проклятый дом;
  9. Тёмное зеркало и др.

Заключение

Из этой статьи вы узнали, почему мы так любим периодически встряхнуть психику просмотром фильма ужасов. Что происходит во время просмотра в глубинах нашего подсознания, и на какие хорроры стоит обратить внимание любителям этого жанра.

С уважением, Тина Томчук


Источники:

  • «Жуткое» Фрейда и жанр ужасов А.Ю. Ионов. Вестник Московского университета, текст научной статьи;
  • Влияние человеческих  страхов и желаний на фильмы ужасов, Селиванова Д.И., Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, текст научной статьи по специальности «Языкознание»;
  • О некоторых особенностях мотивации к просмотру  фильмов ужасов и мистики, Чернявская Т.В., текст научной статьи;
  • Модификация кинообраза «зомби» в современной философии, А.А. Долгих, Вестник Томского государственного педуниверситета, текст научной статьи.


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Тина Томчук/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.